Современные образовательные технологии обучения в школе

Понятие «технология обучения» на сегодняшний день не является общепринятым в традиционной педагогике. В документах ЮНЕСКО технология обучения рассматривается как системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования. С одной стороны, технология обучения - это совокупность методов и средств обработки, представления, изменения и предъявления учебной информации, с другой - это наука о способах воздействия преподавателя на учеников в процессе обучения с использованием необходимых технических или информационных средств. Технология обучения - системная категория, структурными составляющими которой являются: цели обучения, содержание обучения, средства педагогического взаимодействия, организация учебного процесса, ученик-учитель и результат деятельности. «Педагогическая технология» - это совокупность психолого-педагогических приемов, методов обучения, воспитательных средств; организационно-методический инструмент педагогического процесса [1]; содержательная техника реализации учебного процесса [2]; описание процесса достижений планируемых результатов обучения [3]. Педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов и принципов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения. Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Здесь выделяется несколько типов технологий. Проблемное обучение. Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности [4]. Обучение способам решения проблем, умению находить способы решения учебных задач (начальное звено). Создание условий для самостоятельного выбора способа разрешения проблемной ситуации. Системное, последовательное изложение учебного материала, предупреждение возможных ошибок и создание ситуации успеха (основное школа). Создание условий для самореализации; формирование креативного мышления учащихся; создание условий, способствующих проявлению самостоятельности в освоении содержания образования на основе использования межпредметных, надпредметных и специальных умений и навыков (старшая школа). Технология перспективно-опережающего обучения. Достижение учащимися обязательного минимума содержания образования. Обучение способам решения проблем, навыкам рассмотрения возможностей и использования знаний в конкретных ситуациях (начальное звено). Предоставление возможностей каждому ученику самостоятельно определять пути, способы, средства поиска истины (результата) (основная школа). Формирование методологической компетентности; формирование способностей самостоятельно решать проблемы, осуществлять поиск необходимых сведений; обучение способам решения проблем (старшая школа). Разноуровневое обучение. У учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному, реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации ученья. Показатель эффективности реализации: повышается уровень мотивации учения. Каждый ребенок обучается на уровне его возможностей и способностей. Реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные учащиеся утвер¬ждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный yспex [5]. Проектные методы обучения. Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению. Проектная деятельность - это образовательная технология, нацеленная на приобретение учащимися новых знаний в тесной связи с реальной жизнью, формирование у них специальных умений и навыков. Проект – форма организации совместной деятельности людей. Это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта [6]. Исследовательские методы в обучении. Обучение учащихся основам исследовательской деятельности (постановка учебной проблемы, формулирование темы, выбор методов исследования, выдвижение и проверка гипотезы, использование в работе различных источников информации, презентация выполненной работы). Дает возможность учащимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения. Это важно для определения индивидуальной траектории развития каждого школьника. Знакомство учащихся с работой со справочной литературой и другими способами получения информации (начальное звено). Формирование навыков пользования различными источниками информации. Обучение различным способам работы с текстом и другими источниками информации (основная школа). Формирование способности самостоятельно создать и защитить учебно-исследовательскую работу (старшая школа). Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) — совокупность технологий, обеспечивающих фиксацию информации, ее обработку и информационные обмены (передачу, распространение, раскрытие). К ИКТ относят компьютеры, программное обеспечение и средства электронной связи. Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу [7]. Использование ИКТ на уроках помогает учащимся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладеть практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств. Обучение навыкам пользователя персонального компьютера (начальное звено). Создание условий для использования информационных технологий в учебной, творческой, самостоятельной, исследовательской деятельности (старшая школа). Технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра облада¬ет существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим ре¬зультатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровая форма занятий создается на уроках при помо¬щи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учеб¬ной деятельности. Такие занятия способствуют расширению кругозора, развитию познавательной деятельности, формированию определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности, развитию общеучебных умений и навыков [8]. Коллективная система обучения (КСО) Коллективная форма организации учебно-воспитательного процесса строится на сотрудничестве и взаимопомощи, обеспечивает участие в учебном процессе учащихся, хорошо раскрывает их индивидуальные особенности, обеспечивает развитие индивидуальных свойств личности. Коллективные виды работы делают урок более интересным, живым, воспитывают у учащихся сознательное отношение к учебному труду, активизируют мыслительную деятельность, дают возможность многократно повторять материал, помогают учителю объяснять и постоянно контролировать знания, умения и навыки у ребят всего класса при минимальной затрате времени учителя, дают возможность продвигаться каждому ученику в индивидуальном темпе, способствуют проявлению и развитию способностей каждого ребенка. Тестовые технологии. Для существенного улучшения качества образования в нашей школе на основе расширенного применения заданий в тестовой форме, не только для контроля, но и для формирования системы знаний дало начало новой образовательной технологии – тестовой технологии, которая обеспечивает объективность контроля, исключает субъективный фактор, развивает логическое мышление учащихся, внимательность, легко обрабатывает результаты, экономя время учителя. Здоровьесберегающие образовательные технологии - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни [9]. Существуют различные типы технологий: Здоровьесберегающие (профилактические прививки, обеспечение двигательной активности, витаминизация, организация здорового питания) Оздоровительные (физическая подготовка, физиотерапия, аромотерапия, закаливание, гимнастика, массаж, фитотерапия, арттерапия) Технологии обучения здоровью (включение соответствующих тем в предметы общеобразовательного цикла) Воспитание культуры здоровья (факультативные занятия по развитию личности учащихся, внеклассные и внешкольные мероприятия, фестивали, конкурсы и т.д.) Каждый ученик чувствует себя личностью, ощущает внимание учителя лично к нему: на каждом уроке получает оценку своего труда; выбирает задачи по своему вкусу; его творчество получает признание и оценку; его на самом деле уважают, никто не оскорбит подозрением в неспособности, все защищены в своем классе, в своей школе. Сначала ставится большая и нужная цель, а затем всячески поддерживается вера в ее выполнимость. Главное — настоящие дела, приближающие к выполнению заветной цели.