Психологическая готовность старших дошкольников к обучению в школе
Поступление ребёнка в школу, означает для детей переход к новому образу жизни, новой ведущей деятельности; это решительно сказывается на формировании всей личности ребёнка.
Итогом развития ребёнка в дошкольном детстве являются предпосылки того, чтобы ребёнок мог приспосабливаться к условиям школы, приступить к систематической учебе. К таким предпосылкам относится, прежде всего, желание стать школьником, выполнять серьёзную деятельность, учиться. Такое желание появляется к концу дошкольного возраста у большинства детей. В последнее время задача подготовки детей к школьному обучению занимает одно из важных мест в развитии представлений психологической науки.
Л. И. Божович еще в 60-е годы указывала, что готовность к обучению в школе складывается из определённого развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции своей познавательной деятельности и к социальной позиции школьника.
По мнению Л.С. Выготского, под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребёнка для освоения школьной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Уровень актуального развития должен быть таким, чтобы программа обучения попадала в «зону ближайшего развития» ребёнка, определяющую тот результат, которого ребёнок может достичь в сотрудничестве со взрослым.
Психологическая готовность ребёнка к школе является важнейшим итогом воспитания и обучения дошкольника в детском саду и семье. Её содержание определяется системой требований, которую школа предъявляет к ребёнку. Эти требования заключаются в необходимости ответственного отношения к школе и учёбе, произвольного управления своим поведением, выполнением умственной работы, обеспечивающей сознательное усвоение знаний.
На сегодняшний день практически общепризнанно, что готовность к школьному обучению – многокомпонентное образование.
Мотивационная готовность формируется в конце дошкольного – в начале школьного возраста как проявление потребности в знаниях – качественно нового этапа в развитии познавательной деятельности ребенка.
Опросы детей, проводившиеся при выявлении мотивационной готовности ребенка к школе в подготовительной группе детского сада показали, что практически все дети стремятся пойти в школу, не хотят оставаться в детском саду. Обосновывают это желание дети по-разному. Большая часть ссылается именно на учебу как на привлекательную сторону жизни.
Однако не только возможность учиться привлекает детей. Большой притягательной силой обладают внешние атрибуты школьной жизни: сидение за партами, звонки, перемены, владение портфелем, пеналом и т.д.
Интерес ктакого рода внешним моментам менее важен, чем желание учиться, но и он имеет положительное значение, выражая общее стремление ребенка изменить свое место в обществе, положение среди других людей.
Интеллектуальная готовность ребенка к школе. Данный компонент готовности предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Интеллектуальная готовность также предполагает формирование у ребенка начальных умений в области учебной деятельности, в частности, умение выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности.
Следующая важная сторона психологической готовности к школе - уровень волевого развития ребенка.
Воля ребенка проявляется и формируется в процессе разных видов деятельности и в общении с людьми, которые его окружают. Это происходит по мере того, как увлеченный важными для себя целями ребенок проявляет способность достичь их, прикладывая для этого усилия. Постепенно вырабатываются и волевые качества – самостоятельность, настойчивость, организованность, инициатива, ответственность, выдержка.
Социальный компонент готовности включает в себя формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми, учителями. Таким образом, данный компонент предполагает развитие у детей потребности в общении с другими, умение подчиняться интересам и обычаям детской группы, развивающиеся способности справиться с ролью школьника в ситуации школьного обучения.
Чтобы научиться правилам коллективной жизни, ребенку нужен определенный социальный опыт, в котором формируются правила общения со взрослыми и сверстниками. Общительность, дружелюбие, уступчивость, сдержанность, внимательность, стремление помочь товарищам – вот главные качества необходимые дошкольнику для формирования у него готовности к принятию новой социальной позиции.
Для того, чтобы ребенок мог успешно учиться в школе, войти в школьную жизнь и успешно выполнять все обязанности школьника, он должен достигнуть не только определенного уровня интеллектуального развития и иметь достаточный запас представлений, но и должен обладать известной направленностью своей личности и теми чертами воли и характера, которые обеспечивают возможность полноценного выполнения им учебного труда.