Адаптация детей в детском саду
Итак, настало время отдавать ребёнка в детский сад. Многие родители думают о надвигающихся переменах , а больше всего пугает неизвестность. Как правило у родителей о детских садах нет никаких представлений, кроме смутных воспоминаний из детства. Что-же происходит сегодня? Как проходит адаптация ребёнка в детском саду?
Не все дети приходят в детский сад сразу. Поступление малышей осу-ществляется постепенно. Делается это в целях лучшей адаптации детей к дет-скому саду.
Первые дни родители приводят малыша в сад всего на 1-2 часа. В это время ребёнок успеет позавтракать и поиграть. Не нужно кормить ребёнка дома, пусть он привыкает есть в саду. Затем ребёнок будет оставаться до сна(до 12:00)!В это время малыш успеет сделать зарядку, позавтракать, поиграть, сходить на прогулку, пообедать. Может быть не всё у ребёнка будет получаться, не стоит расстраиваться ,ведь ему нужно время, чтобы адаптироваться к новой обстановке. Затем ребёнок будет оставаться до 16:00.Ему необходимо привыкнуть спать с остальными детьми. Первое время ребёнок, скорее всего, будет плакать, ведь он не привык спать без мамы. Всё это со временем пройдёт и ребёнок привыкнет жить в коллективе и освоит необходимые навыки и умения. Адаптация каждого ребёнка индивидуальна. Воспитатели сами посоветуют, когда оставить ребёнка до обеда, на сон. Обязательно прислушивайтесь к их советам. Конечно,в основном дети первые недели плачут и родителям приходится уходить от рыдающего ребёнка, но постарайтесь не волноваться, ведь дети очень чутко чувствуют состояние взрослых, особенно мамы. Воспитатели всегда смогут позаботиться о вашем малыше: и обнимут, и пожалеют, и на руки возьмут.
Самый драматичный момент-это расставание с мамой. Тяжело его переносит как ребёнок, так и мама. Идя в детский сад, ребёнок должен знать, что идёт не по прихоти родителей, а по очень веской причине. Ребёнок должен понимать значимость своей неоценимой помощи близким. Но хотя малыш теперь понимает, что его не бросают на произвол судьбы, а возлагают на него ответственную задачу, расставаться с родителями всё равно не хочется. Чтобы облегчить этот процесс, придумайте с ребёнком ритуал прощания. Обязательно выделяйте на ритуал прощания с ребёнком время с запасом. Чтобы не нервничали вы, опаздывая на работу, и не волновался ваш ребёнок. Сложнее тем родителям, чей малыш начинает плакать заблаговременно. Что делать в такой ситуации? Самое главное-не ругайте ребёнка, а попробуйте отвлечь его. Задача родителей-сохранять спокойствие, держать себя руках. А вот идти на поводу у ребёнка нельзя. Если ребёнок поймёт, что слёза-это верный способ не ходить в детский сад, то плач прекратится очень не скоро.
Примеры облегчающие ребёнку утренние расставания:
1.Научитесь прощаться с ребёнком быстро.
2.Положите в карман памятную вещицу, которая будет напоминать о вас.
3.Никогда не пытайтесь незаметно ускользнуть от ребёнка, если хотите, чтобы он вам доверял.
4.Придумайте ритуал прощания и строго придерживайтесь его.
5.Не пытайтесь подкупить ребёнка
6.Чётко давайте понять ребёнку, на какие бы ухищрения он не шёл, всё равно пойдёт в детский сад.
Родителей всегда интересует вопрос о сроках адаптации. Единственно неоспоримой закономерностью является удлинение адаптации по мере взрос-ления детей. Длительность адаптации так же зависит и от уровня развития ребёнка. Если с ним систематически занимались дома и рос он человеком общительным и самостоятельным, то с таким уровнем развития привыкнет к детском саду в течении 10-12 дней. Ребёнок, находящийся дома на попечении родителей, фактически переходит из рук в руки-от мамы к воспитателю и наоборот. Адаптация такого ребёнка, может длиться 3 месяца, а то и больше. Наиболее эмоционально уязвимы при поступлении в детский сад дети с сильной привязанностью к матери и малым социальным опытом. Так же проблемой является: недостаточные знания у родителей возрастных особенностей психического и физического развития ребёнка. Очень многие дети испытывают трудности в привыкании к детскому саду.
Причины:
1.Нарушения режима дня (домашний режим сильно отличается от режима детского сада)
2.Проблемы в развитии элементарных навыков самообслуживания(не научен родителями самостоятельно одеваться-раздеваться, пользоваться горшком, сам- но есть и т.п.)
3.Отсутсвие речи.
4.Отсутсвие навыков общения со сверстниками и взрослыми.
Если взрослым удалось сформировать у ребёнка навыки самообслуживания, научить играть, общаться со сверстниками, если домашний режим дня совпадает с детсадовским и есть эмоциональный контакт ребёнка с воспитателем и со сверстниками, то адаптационный период будет безболезненным и коротким.
Факторы, от которых зависит течение адаптационного периода.
1.Возраст.
2.Состояние здоровья.
3.Уровень развития.
4.Умение общаться с окружающими.
5.Сформированность предметной и игровой деятельности.
6.Соответствие режима дня дома и в детском саду.
Рекомендации родителям по подготовке ребёнка к детскому саду. Гото-вить буквально с самого рождения систему адаптационных механизмов у ре-бёнка и приучать его заранее к таким условиям и ситуациям, в которых ему надо менять формы поведения.
Не обсуждать при малыше волнующие вас проблемы, связанные с дет-ским садом.
1.Устранить факторы риска, связанные с условиями социальной среды.
2.В детский сад отправлять только здорового ребёнка.
3.Не отдавать ребёнка в детский сад в кризис трёх лет.
4.Заранее узнать режим дня в детском саду и соблюдать его дома.
5.Повысить роль закаливающих мероприятий.
6.Как можно раньше познакомить малыша с детьми в детском саду и с воспитателями группы.
7.Стараться отдать его в группу детского сада, где у ребёнка есть знакомые ровесники, с которыми он раньше играл дома или во дворе.
8.Настроить малыша на положительный лад.
9.Раскрыть секреты ребёнку возможных навыков общения с детьми и взрослыми людьми.
10.Учить ребёнка дома всем необходимым навыкам самообслуживания.
11.Не угрожать ребёнку детским садом ,как наказанием за детские грехи, а так же за непослушание.
12.Готовить ребёнка к временной разлуке с вами и дать понять ему, что это неизбежно лишь потому, что он уже большой.
13.Не показывать свою тревогу накануне поступления в детский сад.
14.Планировать время так, чтобы при поступлении в детский сад была бы возможность оставлять его там не на целый день.
15.Всё время говорить ребёнку, что вы его по-прежнему любите.
16.Настроить ребёнка на мажорный лад.
17.Не оставлять в дошкольном коллективе на целый день.
18.Создать спокойный, бесконфликтный климат для него в семье.
19.Щадить его ослабленную нервную систему.
20.Уменьшить нагрузку на нервную систему (на время прекратить посещение развлекательных мероприятий, походы в гости, сократить просмотр телепередач).
21.Сообщить воспитателям о личностных особенностях малыша.
22.Одежда ребёнка должна соответствовать температуре.
23.В воскресные дни режим должен быть как в детском саду.
24.Не реагировать на выходки ребёнка и не наказывать за детские капризы.
25.При выраженных невротических реакциях, оставить малыша на не-сколько дней дома и выполнять все предписания специалиста.
26.Научите ребёнка играть.
27.Разработайте с ребёнком систему прощальных знаков.
28.Убедитесь в собственной уверенности в том, что вашей семье детский сад необходим именно сейчас.
29.Ребёнок привыкает тем быстрее, ++чем с большим количеством детей и взрослых сможет построить отношения.
Помогайте ему в этом.
30.В присутствии ребёнка избегайте критических замечаний в адрес до-школьного учреждения.
Как родители могут помочь своему ребёнку в период адаптации к ДОУ.
1.Расширить круг общения ребёнка, помочь ему преодолеть страх перед незнакомыми людьми.
2.Развивать у ребёнка игровые навыки: использовать сюжетный показ, совместные действия, вовлекать ребёнка в игру.
3.Развивать подражательность в действиях:”полетаем, как воробуш-ки”,”летаем как самолёт”.
4.Учить общаться со взрослыми и со сверстниками, делиться игрушками, жалеть других детей.
5.Не высказывать сожаления о том, что приходиться отдавать ребёнка в детский сад.
6.Приучать к самообслуживанию.
Ребёнок должен уметь:
- самостоятельно кушать, пользоваться столовыми приборами.
-самостоятельно садиться на стул.
-самостоятельно одеваться, раздеваться.
-самостоятельно умываться.
Наглядным примером для детей всегда служат родители.
Важно постоянно поощрять ребёнка и давать положительную оценку хотя бы за попытку выполнения просьбы. Нужно соразмерять собственные ожидания с индивидуальными возможностями ребёнка.
Как быть, если ребёнок уже начал ходить в детский сад?
1.Установите тесный контакт с работниками детского сада.
2.Приучайте ребёнка к детскому саду постепенно.
3.Не оставляйте ребёнка в саду более чем на 8 часов.
4.Сообщите воспитателю о привычках и склонностях ребёнка, об индивидуальных особенностях развития.
5.С 4-ого по 10 день лучше сделать перерыв в посещении детского сада.
6.Поддерживайте дома спокойную обстановку.
7.Не перегружайте ребёнка игровой информацией.
8.Будьте внимательны к ребёнку, заботливы и терпеливы.
Итак, теперь вы имеете хотя бы малейшее представление о том, что происходит с вашим малышом во время адаптации в детском саду. Теперь вы знаете, что всё то, что видите вы - это всего-навсего издержки адаптации, её “цена” и “плата” для ребёнка. От вас зависит, чтобы эта “плата” была минимальной.